Помнить прошлое для будущего.

Помнить прошлое для будущего.

Сообщение headset » Вс ноя 30, 2008 20:43

Помнить прошлое для будущего.

1950 год. Пароход «Бойкий», с двумя деревянными баржами на буксире, после семи дней хода от Колпашева, наконец-то причалил. На высоком берегу пароход встречали люди. Прибывшие сходили на берег под пристальными взглядами десятков пар глаз встречающих. Позже я узнал, что каждое прибытие парохода в те годы в Белом Яре было событием, стало традицией встречать его. Пристань – понятие чисто символическое. Где причал там и пристань.

Чтобы читатель, особенно молодой, представил себе, как выглядел наш районный центр в то далёкое же время, я опишу его так, как сохранила моя память за прошедшие сорок лет. Если где-то ошибусь, прошу меня извинить.

Посёлок был небольшой, в основном вытянувшийся вдоль реки. Улица Чкалова не застроена полностью, а за ней стояла тайга и болото. Улица Гагарина «В то время Сталина» заканчивалась там, где её пересекает улица Коммунальная. За ней стоял один интернат, где проживали школьники из посёлков. Дальше поля и болота. Нынешняя Совхозная и Гагарина были одной улицей, соединялись через лог деревянным мостом. Место это давно поглотила река.
В общем, посёлок небольшой, но уже тогда проглядывалась чёткая, правильная его планировка. Прямые улицы, минимум переулков, кварталы застройки до сих пор удивляют приезжающих к нам впервые. Производства кроме комхоза и промкомбината не было. Школа, аптека, больница на несколько коек – вот и всё.
Средняя школа только вступила в строй. Появилась она благодаря методу народной стройки. Заготовка леса для неё производилась в основном в субботники и воскресники. Лес подвозили на конях и быках. Много времени на строительстве школы проводили работники райкома партии и комсомола, райисполкома. Для них каждый день недели стал воскресником. Это – поистине пример для подражания в наши дни.
Был стадион. Там сейчас музыкальная школа и берёзовая роща. На стадионе размещались футбольная и волейбольная площадки. Жителей было не так много, но страсти кипели каждый вечер, а про воскресенье и говорить нечего. На волейбол – очередь. Играли молодые и люди постарше. Мячей не хватало. Гоняют, гоняют футбольный мяч, покрышка лопнет. Тут же иголкой, ниткой починили и дальше. Куда что ушло? Сейчас с нашим стадионом, казалось бы, любителей спорта есть возможность, развернутся. Ведь всё есть, а на стадионе тишина, пустуют трибуны. Мне вспоминаются соревнования лыжников, стрелков, военизированные эстафеты. Никто никого не обязывал. Сами шли. Иногда думается, что, как мост через лог в районе лодочной станции поглотила Кеть, так видеотека, магнитофон, телевизор поглотили то здоровое, интересное, чем жили мы в те годы. Не навязываю своё мнение, но так я думаю.

Хочу вернуться ещё раз к воскресникам. Школа и детсад отапливались печками. Райтопа, конечно, не было. Дрова готовили ручными пилами тоже всем обществом. Обычно для этого устраивались воскресники. У меня в школе никто не учился, но не выйти поработать – такая мысль просто не приходила в голову. Так поступало большинство. Воскресник превращался в своеобразный праздник. Я понимаю, что многие, прочитав это, скептически улыбнутся. Вот, мол, заливает, но было так. Норму согласовали на месте, в лесу – два кубометра крупноколотых в поленнице на человека. На пару четыре куба. А как все работали! Дух соревнования захватывает всех, с обеда только и слышно: «Принимай»!
За один воскресник заложили фундамент кинотеатра «Кеть». Зимой. Инструмент – лопата и лом. И снова работники райкомов партии и комсомола вместе с народом. Воскресники проводились не формально, люди шли на них с желанием, с душой. Чего греха таить, сейчас бывают такие «субботники» когда достаточно подписать ведомость на якобы заработанные на них деньги. В этом плане мы потеряли моральные ценности, неужели – безвозвратно?

В то время в районе жили ссыльные-жители прибалтийских республик, Кавказа, Украины. Сейчас модно стало описывать страдания ссыльных, но, сколько я себя помню, а это помнят и те, кто тогда жил в районе, они работали наравне с местными жителями. Я знал многих, трудились они замечательно, получали полный заработок, как и все. Назвать всех жертвами - тут надо иметь некоторую осторожность, хотя по родным местам они скучали. Мы с траурной торжественностью говорим святые слова: никто не забыт, ничто не забыто. При этом мы должны помнить, что и после окончании Великой Отечественной войны ещё гремели выстрелы на этих республиках. Последнее ранение, от которого позже и умер мой старший брат, он получил после войны в Литве.
Вот кому доставалось, так это колхозникам. Зимой они выезжали на лесозаготовки. Я видел их в работе. Лес возили из делян на верхний склад газогенераторными тракторами и на конях. Работали они сучкорубами, на погрузке леса. Но нет худа без добра. Если в колхозе получали крохи, то в леспромхозе имели реальный заработок.
Труд лесозаготовителей был тяжкий, особенно в сравнение сегодняшним временем. Мне зиму 1951-1952 годов пришлось работать на 49 участке недалеко от Нибеги. Трудился токарем передвижной ремонтной мастерской. Работа такая же в основном, как у слесарей – ночная. Нужно подготовить технику к следующему рабочему дню. К вечеру в делянах подвешивались лампы для второй смены. Вальщики валили лес ночью. Так случалось не постоянно, а в напряженные дни.

Электроэнергии, которую вырабатывала передвижная электростанция, не хватало. Страна остро нуждалась в лесе. Тысячи сёл, деревень и городов после войны надо было отстраивать заново. Сейчас, когда наша строительная индустрия не сравнится с послевоенной, нам порой, а особенно молодым, кажется, что так было всегда. Несколько месяцев – и пятилетка стоит. А тогда основными материалами считались кирпич и лес. Наградой за все лишения и труд стали дома, в которые переселились из землянок жители западных районов страны.

Не могу не рассказать о технологии лесозаготовок. Если идёшь по вырубкам, где готовили лес в те годы, то представляешь, будто шагаешь по парку. Свидетелями лесозаготовок оставались только догнивающие пни. А вот если увидишь современную вырубку, то лучше обойти ее стороной. Невольно вспоминаются слова из песни Высоцкого «Здесь раньше вставала земля на дыбы…». Действительно, земля затаилась от горя. К жизни вернется не скоро. А ведь это дело наших рук.

До службы в армии я две навигации работал на теплоходе, и у меня на глазах происходило умирание, а вернее сказать исчезновение поселков и деревень по берегам реки Кети. Это Сегондино, Мулешка, Ягодный, Алипка, Усть-Анга и другие. Можно и конечно слезу пустить, по поводу обреченных неперспективных деревень. Но они действительно исчерпали свои возможности, как в социальном, так и в экономическом плане. Все произошло вполне закономерно, но за исключением таких поселков как Карьевка, с ее богатыми сенокосными угодьями и пастбищами. Рыбинск, где уже много лет собираются развивать производство работники лесного хозяйства, но что то слишком долго собираются. Похоже, когда соберутся, и сырья уже не будет.
Читатель, вероятно, думает: эк его заносит, то в прошлое, то в сегодняшний день. Однако все познается в сравнении.

Толчок к развитию района получил при образовании Кетского строй управления в 1953 году, ныне ПМК-7 СН. Контора располагалась в Максимкином Яру. Мне повезло в некотором роде. На зиму наш теплоход №85 остался зимовать в Степановке, которая представляла себя миру двумя двухквартирными домами на берегу старицы. А осенью там уже шла сборка щитовых домов, установили локомобиль для выработки электроэнергии и принялись за раскорчевку и одновременно заготовку леса для пилорамы.
Я работал в паре с Володей Орешиным, он и ныне живёт в Степановке. О бензопилах в те времена не слышали, пилили только вручную.
В 1954 году в Белом Яру по случаю призывали в армию, военкомат снял меня с теплохода. На берегу срубили два дома, а затем, уже без меня, их перевезли и поставили на улице Лесную. С ним началось строительство Белоярского ЛПХ. Один дом стоит и сейчас, это магазин на улице Лесной, а второй напротив снесли. Сейчас на его месте построен Брусовой дом.

После службы в армии работал на строительстве УЖД, тоже с первых километров. Трудились в основном люди, приехавшие по оргнабору, как их тогда называли, вербованные.
О строительстве УЖД надо сказать особо. Ни одного самосвала. Рельсы, шпалы - все подносили в ручную с платформ и на место кладки. По болотам сначала устилали слани, на них укладывали верхнее строение. В бригадах половина - женщин. Паровоз или мотовоз заталкивал платформу с песком. Негласная норма на человека – пять платформ в смену. В платформе пять кубометров песка. Надо разгрузить, поднять рельсы со шпалами вагами, забросить грунт в тело насыпи, утрамбовать.
И так до отметки, а после стяжками отрихтовать, выровнять по оси и уровню. Нередко платформы сходили с рельсов, а то – и паровоз. И снова в дело вага: длинное бревно, один конец которого вставляли под колёсную пару, а другой тянули верёвками, налегали телом. Домкрат – уже механизация. И всё это делали люди, съехавшиеся со всего Союза. Трудно дать оценку их труду, тут не последнюю роль играл заработок. Но что ещё двигало поступками и помыслами этих беззаветных тружеников?
УЖД разобрали, всю – в прошлом, а зря. Эти люди заслужили добрую память. О тех днях и годах хорошо помнят проживающие в Белом Яру П.Ф.Колчаков, П.А.Ушков, В.Шкляев и многие другие.

Вслед за строителями шли лесозаготовители. Заработали ДСП, столярно-плотницкий цех. Выпускали четырёх квартирные брусовые дома. Прибывшие из Томска завозили их в Дружный, Центральный. Помню, бригада Алексея Архипенко собирала полностью без отделки, разумеется , четырехквартирный дом за шесть дней. Большую роль в организации труда играл главный инженер Н.Ф.Семинюка. Уже создали высокомеханизироваванное домостроительное предприятие с прекрасными станками финского производства. Пожар всё уничтожил, пощадил только рамный цех. С тех пор и до наших дней пиломатериал в дефиците.

Рос и развивался Белый Яр. В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов райцентр пережил строительный бум индивидуальных застройщиков. Рождались целые улицы новостроек. Люди сносили избушки и строили просторные дома. Старожилы помнят это время. Сейчас уже трудно сыскать домик образца сороковых годов. Позволяли и условия. Лес распилить - промкомбинат принимал без отказа. По семь рублей 80 копеек за кубометр круглого леса. Пилил давальческий лес и комхоз.
А попробуй сейчас? Хотя количество пилорам в Белом Яру увеличилось в несколько раз. Купить – проблема, и то – только первым сортом. А откуда, позвольте узнать, только первый сорт? Он ведь строго определяется правилами сортности. Тут и количество сучков на погонный метр, структура сучка, прямослойность распила, наличие обзола на пиломатериале и ряд факторов, влияющих на сортность материалов. Нет, первый сорт, и все, хотя он на самом деле третий или четвёртый. Главное – деньги плати.

Возродить славу строящегося Белого Яра можно, но нужно к решению этого вопроса подойти с позиции реальной помощи застройщика. Приняты решения, которые многих и во многом обязывают помогать застройщикам индивидуального жилья, но на деле всё это зачастую остаётся бумагой. Да и чем помогут, если сами организации ощущают постоянный голод в лесоматериалах.
Сейчас часто говорят и пишут о том, что на строительство у людей деньги есть, да и ссуды, пожалуйста, хоть 20 тысяч рублей. Деньги-то трудовые, а жильё всё же строится, и каждый надеется получить квартиру от предприятия, не затрачивая своих трудовых накоплений. А ссуда? Так её ведь тоже вернуть государству надо, притом с процентами. Необходимо иметь стимул. А им, на мой взгляд, является благоустроенный частный дом, с отоплением от центральной системы, водопроводом, а также хотя бы с автономной канализацией. Нужна застройка благоустроенными кварталами, микрорайонами. Вот это будет толчок в индивидуальном строительстве.
Материал? Привести цены на него в соответствие с сортностью, которой отвечает фактически пиломатериал. Лесоучасток Асиновский ЛПХ следовало бы подчинить полностью районному Совету, превратив его в промкомбинат. А то заготавливаем миллионы кубометров леса, тысячи распиливаем и увозим чужому дяде. Сами же ждём выделенных фондов, как какие-то простели в безлесных районах.
Такая же картина с личным подворьем. По нашей Рабочей улице в 50-х годах почти каждый дом имел скот: коров, молодняк крупно рогатого скота, свиней. Опять же, обстановка этому благоприятствовала. Во всех организациях разводили лошадей. Рядом соседствовали покосы частников и общественные. А сейчас попробуй заготовь сено! Копны нечем свозить! А достаточно бытовикам иметь три-четыре трактора с навесными орудиями для заготовки сена и, уверен, острота проблемы будет снята. Плати за трактор – поставишь сено. А держать скотину не так уж трудно. Главное заготовка и вывозка сена. Коней, конечно, уже не заставишь предприятия приобретать. Надо искать выход. И все же, почему не возродить коневодство?
Раньше летом, как только река освобождала берега, скот пасли пастухи. Но вот уже много лет поссовет решает вопрос, а скот пасется на улицах. Теперь говорят, что будут осушать болото за переездом, перепахивать слой мха, засевать травами и там пасти скот. Да когда то будет? Говорили много слов и раньше о заботе о трудящихся, но на первом месте были и есть забота о производстве. Настоящим поворотам к социальным нуждам пока еще нет. Вселяет надежду, что эти проблемы признают первоочередными.

Да, много изменилось за сорок лет, с тех пор, когда я впервые увидел Белый Яр. Собственно, того Белого Яра фактически нет, он за эти годы построился заново, вырос в рабочий поселок. Надо не забывать и всегда помнить, что корни всех наших преобразований лежат в тех далеких, трудных, иногда непомерно трудных годах. Я мало назвал имен, да разве вех назовешь? Ведь к 50-летнему юбилею района причастны все труженики тех времен, будь он руководитель или рабочий. Заслуга равная на всех. Каждый делал свое дело.
Железная дорога бетонка к аэропорту, телевидение и асфальт, многое другое, что вошло в нашу жизнь, - результат прошлой и настоящей работы. К прошлому надо относиться бережно и осторожно, каким бы оно не было. Это наше, нами пережитое. В нем были не только горести, но и радости. Живем-то в конце концов, один раз, не получилось бы так что на финише задумался: зачем я жил?

А. КАЧИН.
пос. Белый Яр

Газета "Заря Севера" 27 апреля 1989 года №№ 51-52
Аватара пользователя
headset
Администратор
 
Сообщения: 427
Зарегистрирован: Ср апр 02, 2008 22:57

Re: Помнить прошлое для будущего.

Сообщение зина » Вс янв 18, 2009 18:28

было приятно это увидеть. Удивлена.Это статья моего отца.
зина
 


Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Внимание!!!
Мнение администрации сайта может не совпадать с мнением авторов публикуемых материалов и сообщений. Администрация сайта не занимается подтверждением достоверности материалов и сообщений. За опубликованные на нашем сайте материалы, ответственность за достоверность используемых в них фактов лежит на авторе.
А также, имейте ввиду, что весь контент, размещаемый на нашем сайте, является собственностью авторов. Пожалуйста, отнеситесь с уважением к людям, проделанной ими работе, и к себе - не опускайтесь до использования размещенных здесь материалов без согласования с их авторами.


cron