Обсудим ответ губернатора…
2007 год.24 ноября, перед тем как отправиться в прокуратуру, решил заглянуть в электронный почтовый ящик и к своему удивлению обнаружил в нем самую настоящую сенсацию. На мое обращение к губернатору, отправленное еще 28 сентября по электронному адресу
kresstv2@tomsk.gov.ru, и после повторного напоминания 7 ноября, наконец-то пришел ответ. Причем, впервые я получил ответ по электронной(!) почте: это ли не прогресс... Ответ был датирован 19-м ноября и исполнен некой Натальей Петуховой, работающей в отделе по работе с личными обращениями граждан Администрации Томской области. Тема была обозначена как «Ответ на вопрос по «прямой линии». Правда, «прямая линия» сработала почти с двухмесячной задержкой, но все-таки результат есть. Открыв, прикрепленный к сообщению файл, прочитал следующее:
Вопрос:
1. Объясните причины, по которым Вы в своем последнем Послании оставили в недосказанном многие серьезные проблемы?
2. Чем объясняется мощнейшая поддержка главы района Алексея Николаевича Сидихина, не только со стороны департаментов областной Администрации, но и лично Вами?
Нечунаев Николай Алексеевич, Верхнекетский район.
Ответ:
1. В Послании мы определили приоритеты, очередность действий областной власти и местной, над чем мы и сосредоточенно работаем. Проблем значительно больше.
Однако из Ваших писем взять пока ничего не могу.
2. Да, я поддерживаю Главу района Алексея Николаевича Сидихина, который за время своей работы немало сделал для Верхнекетского района. Это и новая Клюквинская школа с интернатом – одна их самых современных школ области в настоящее время, благоустройство Белого Яра и поселков, сохранение малокомплектных школ и объектов социальной сферы в труднодоступных поселках (самое сложное здесь – решить проблемы финансирования, что и сделал глава), преодоление спада в ЛПК, но с новым подходом – на углубленную переработку древесины, из района сегодня везут не «кругляк», а пиломатериал – это требование времени. И много других дел, которые нужны конкретным людям.
Как вы знаете, в районе принята и начинает работать Программа социально-экономического развития, такие же программы разработаны во всех девяти поселениях района. Это желание заглянуть вперед, выстроить приоритетных направления в районе и в поселках, что приводит к упорядочению расходования бюджетных средств, обеспечению контроля за этими средствами.
Местная власть – власть народа. Кому избиратели доверили, те и исполняют, А.Н. Сидихин победил на выборах главы района с хорошим результатом. Я поддерживаю людей и поддерживаю его.
Вот такой обстоятельный ответ, да к тому же от самого Губернатора, за весь период работы по организации диалогов с местной и региональной властями, я получил, пожалуй, впервые. Сразу же подумалось, что не мешало бы и Облизбиркому, и Общественной Палате и Областному УВД брать с Губернатора пример…Ведь технические возможности сегодня позволяют организовать не только более эффективную обратную связь с населением, но и перейти на качественно новый уровень управления.
Откровенно сказать, я был растроган, и в этот же день отправил неизвестной мне виртуальной Наталье небольшое электронное сообщение:
Уважаемая Наталья!
Спасибо за ответ. После прочтения, поневоле, есть над чем поразмышлять…
Если из этого получится статья, то вышлю обязательно.
Просто для сведения.
С уважением Н.А. Нечунаев Н.А. (А. Бодулин)
А поразмышлять после такого ответа, действительно, есть над чем. Поскольку не только у наших чиновников, но и у каждого человека думающего всегда есть «желание заглянуть вперед, выстроить приоритетные направления…». Вот с этих позиций – заглянуть в будущее - давайте и попробуем обсудить ответ Губернатора.
Заглянуть в будущее…Однако прежде чем более конкретно рассмотреть каждый из пунктов ответа, хотел бы обратить внимание читателей на то, что многие социальные процессы идут по своим (объективным) законам развития и роль отдельной личности, даже если она запредельно персонифицирована, вторична. Говоря простым языком, то процессы, к примеру, развития информационных технологий идут в рамках общего процесса развития земной цивилизации, вне зависимости от того, кто у нас конкретно сегодня является президентом, или губернатором, и уж тем более главой района. Персонифицированные «личности – институты» (по В. Суркову) могут лишь своей деятельностью способствовать ускорению или замедлению этих процессов.
При переходе к постиндустриальному обществу, а мы вроде бы как движемся в этом направлении, разворачивается стремительный процесс урбанизации, выражающийся в росте удельного веса городского населения и исчезновении малых (бесперспективных, депрессивных) населенных пунктов. Характер прохождения всех этих «…заций» (информатизация, урбанизация и т.п.) в определенной степени зависит от общественного строя.
Как Вы знаете, последнему губернаторскому Посланию посвящена статья «О чем умолчал Губернатор» и желающие могут убедиться, что губернатор, действительно, умолчал об очень многом, но как следует из его ответа - не приоритетном. Судя же по ответу, губернатор «пока» не читал эту статью, и вряд ли найдет время прочитать. Однако о чем не мог не сказать Виктор Мельхиорович в Послании, так это о том, что такой приоритет, как «Стратегия развития Томской области до 2020 года» существует, хотя упоминает о ней как бы вскользь, без особого энтузиазма. И этому есть причины.
В отличие от десятков различных планов, программ, стратегий, концепций, которые разрабатывались в последние 15 лет интеллектуальными силами аппарата Областной администрации и сегодня спокойно пылятся на самых дальних полках, «Стратегия до 2020 года» была куплена за 15(!) миллионов у одной из московских консалтинговых фирм, и не пылится, как все ее предшественницы, а выложена, в духе «требований времени», на сайт областной Администрации (
www.tomsk.gov.ru). Поэтому каждый желающий, имеющий домашний компьютер, подключенный к Интернету, может познакомиться с этим документом. Правда, он в настоящее время уже почему-то заархивирован…
У меня же после прочтения «Стратегии развития до 2020 года» появилось желание задать разработчикам несколько вопросов, поскольку я не смог понять, по какому сценарию будут происходить социальные преобразования на всей огромной провинциальной территории области.
То, что город Томск должен превратиться в «Большой город», мегаполис, в центр науки и новых технологий – это понятно: продолжается процесс урбанизации. А вот как будет решаться в течение 15 лет судьба многих сотен депрессивных поселений (населенных пунктов), то этого сценария в стратегии не оказалось. Кроме того, учитывая, что численность населения в районах уменьшается, должны произойти и административно-территориальные преобразования. Да и вообще, на таком большом временном отрезке даже судьба самой области оказывается под большим вопросом?...
1 февраля 2006 года зайдя на форум сайта разработчиков (
www.strategia.tomsk.ru), а он был в то время более доступен, я озадачил московских футурологов следующим вопросом:
Уважаемые разработчики!
Считаю, что предложенная доктрина должна быть дополнена и рассмотрена еще в одном стратегическом фокусе, а именно «Томск – Провинция». Исходная реальность (т.е. на входе) такова:
1. В области около 600 поселений, более половины которых, находятся в состоянии глубокой депрессии и в некоторых населенных пунктах дело уже идет к закрытию школ…
2. В области 16 сельских районов, из которых идет отток активной части населения.
3. Неэффективная, коррумпированная управленческая вертикаль власти.
К 2020 году (на выходе) мы будем иметь: n-е количество поселений и m-е количество районов. Между этими событиями, за 15 лет, на территории области должно быть решено большое количество социальных вопросов (переселение, трудоустройство, строительство социального жилья и т.д.). Все это требует огромных финансовых вложений – впору инициировать еще один национальный проект…
Идея «локомотива» (развитие приоритетных направлений) хороша на бумаге, но в предложенной стратегии не видно «сцепки» этого локомотива с общим «составом».
Вопрос:
Не получится ли так, что через 15 лет в Томске, в некоторой «зоне» мы будем иметь благоухающий «Сингапур», а буквально в сотне километров от Томска массу поселений – «резерваций»?...
Не получив никакого ответа от разработчиков, я решил обсудить эту проблему на форуме областной Думы (
www.duma.tomsk.ru/forums), что и было сделано. Получилась самая настоящая виртуальная дискуссия, из которой участники дискуссии сделали неутешительный вывод, что приобретение «Стратегии развития ТО до 2020 года» было, мягко говоря, неудачным: она не стоит тех денег, которые были за нее уплачены... Поскольку не решает всего комплекса вопросов развития территории. В ходе дискуссии были попытки подключить к обсуждению наших провинциальных проблем ответственных работников областной Администрации. Силами аппарата областной Думы был подготовлен даже специальный дайджест для О.В. Козловской, заместителя губернатора по экономике, но никто из областной Администрации так и не откликнулся, не подключился к обсуждению вопросов, заданных сначала разработчикам, а затем и сотрудникам областной Администрации.
Губернатор в своих последних Посланиях тоже обходит тему «Провинции», он все больше налегает на некие приоритеты, в которых судьбы людей (а это главный приоритет), проживающих в депрессивных поселениях, вообще никак не просматриваются. Поэтому, было бы неплохо, если в очередном Послании Губернатор ответит на этот вопрос…
Так что ответ на первый вопрос «пока» можно считать неудовлетворительным.
Ответ на второй вопрос привел меня в крайнее недоумение. Виктор Мельхиорович категоричен: «Да, я поддерживаю Главу района Алексея Николаевича Сидихина, который за время своей работы немало сделал для Верхнекетского района». Но, неужели Губернатор не владеет объективной и достоверной информацией о состоянии дел в районе, о «немало» сделанном?
Возьмем, к примеру, новую Клюквинскую школу с интернатом – одну из самых современных школ в области. Слов нет, это хорошо, что такой комплекс появился в районе. Строительство Клюквинской школы было наказом губернатору от жителей Клюквинки, и вся история пятнадцатилетнего проектирования и строительства этой школы это отдельный рассказ. Главное – школа построена. И сегодня во всех агитационных роликах, на плакатах, стендах, в местных СМИ обязательно фигурирует эта школа, как одно из самых, что ни на есть, реальных дел. Однако если взглянуть с позиций стратегического планирования, которое должно учитывать тенденции развития территории, то этот комплекс, в котором можно обучать до тысячи учеников, а в Клюквинке их всего набирается полторы сотни (точнее, 139!), должен был быть построен в райцентре. А в поселке Клюквинка, где уже давно рухнуло производство и не просматривается каких-либо оптимистичных перспектив (поселение депрессивно), вполне достаточно было бы построить школу на 200-250 мест (пусть даже с небольшим интернатом), и не более. И это сегодня даже хорошо видно не с глобальных позиций (урбанизация и т.п.), а с позиций обыденного здравого смыла. Кстати, затраты на строительство двух школ, оказались бы соизмеримы с затратами на строительство этой одной.
Понятно, что наши местные «стратеги», при принятии решения о строительстве школьного комплекса в Клюквинке, исходили из благих намерений – если не сохранить, то хотя продлить жизнь поселка. Но неудачный опыт подобного сохранения мы уже проходили. Так, в недавние еще, 70-е годы, в советское время, когда из поселка Рыбинск ушло лесозаготовительное производство, было решено построить там профтехучилище. Что и было сделано, и лишь затем стало понятно, что это неудачное решение. В те времена, когда все ресурсы были в руках государства, исправляли ситуацию чисто по-советски – «отгрохали» в кратчайшие сроки, взамен рыбинского ПТУ, прекрасный, современный комплекс профессионального технического образования в райцентре. А все объекты ПТУ в Рыбинске оказались просто заброшены, как и сам поселок. Не ждет ли сегодня Клюквинку судьба Рыбинска?... Поэтому меня все эти «созидательные» рекламные ролики и стенды обескураживают. А что будет к 2020 году?...
Сегодня средняя школа №2 в райцентре имеет стопроцентный износ. Конструкция деревянная и удерживается в рабочем состоянии с помощью стяжек и подпорок. Если заглянуть в недавнюю нашу историю, то в начале 90-х в Белом Яре планировалось начать строительство сразу двух школ: одна - большая средняя (взамен второй) в Белом Яре и начальная - на станции «Белый Яр». Однако после известных событий об этом надолго забыли. И лишь в 2001 году про вторую школу (в период выборной компании) вспомнили и вновь избранные областные депутаты пообещали добиться финансирования на пристройку спортзала(!): речи о новом строительстве уже не шло.
После того как был построен Клюквинский образовательный комплекс, в шестидесяти километрах от райцентра, очень резко стала бросаться в глаза вся нелепость такого «стратегического» планирования. Поэтому в последних наработках наших местных «стратегов» сначала было запланировано строительство школы в райцентре на 225 мест, затем довели число мест (на бумаге, естественно) до 400, запланировали даже строительство интерната(!). Однако, судя по заявлению Кресса, которое он сделал 30 ноября, на последней встрече с жителями Белого Яра, никакого строительства уже не будет: слишком большая роскошь вкладывать на одного ученика 1,5-2 миллиона капиталовложений. Да и с финансами в области большие проблемы: достаточно навести зданию школы №2 косметику, и пристроить спортзал(!?)… Как говорится, приехали…
А мне кажется, есть еще большие проблемы - с нашими «стратегами», поскольку был более разумный вариант школьного строительства, о котором сказано выше.
Ставить в заслугу Сидихину сохранение малокомплектных школ и объектов социальной сферы в трудно доступных поселках несерьезно, поскольку процесс сокращения объектов социальной сферы продолжается (сегодня, к примеру, уже в той же Клюквинке нет участковой больницы), а с малокомплектными школами он просто приостановился по двум основным причинам. Во-первых, идет целая серия избирательных компаний, и власти просто не выгодно активизировать этот процесс: это потеря электората. Во-вторых, если бы сегодня этот новый комплекс (школа-интернат) находился в райцентре, то процесс закрытия малокомплектных школ, а он неминуем (его можно приостановить, но нельзя отменить), пошел бы более спокойно. Местная власть, практически, не пыталась даже поизучать общественное мнение жителей малых лесных поселков… А кабинетное решение (где собираются только «Личности – институты») оказалось, мягко говоря, неудачным.
Утверждение Губернатора о том, что Сидихину пришлось решать такую сложную проблему, как финансирование малых школ и социальных объектов высвечивает один из серьезнейших управленческих негативов сегодняшнего времени. Глава района представляется нам как некий «добытчик» финансовых ресурсов. Это говорит лишь о том, что каких-то серьезных плановых начал в распределении этих финансовых ресурсов нет, контроля со стороны представительной власти за целевым и эффективным использованием бюджетных средств - нет. Есть только «добытчики», которым после освоения «дверных» технологий, построенных в основном на межличностных связях, удается вырвать для вверенной территории тот или иной лакомый кусок. А это создает условия не только для коррупции, но и, в конечном счете, приводит к небывалому расслоению провинциальных территорий по уровню социально-экономического развития.
Теперь, что касается кубометров, «кругляка», преодоления спада в лесопромышленном комплексе и углубленной переработки. Здесь Кресс несколько поскромничал в масштабах «созидания» и притушевал «заслуги», намекнув на «требования времени».
Однако, вот передо мной агитационная газета ТРО «Единая Россия» (№3, ноябрь 2007 год). Читаем: «За предыдущие пять лет в районе: в два раза увеличены объемы заготовки леса, в три раза производство пиломатериалов…». После такого сообщения пришлось зайти на сайт районной администрации (
www.vkt.tomsk.ru), где в разделе «Экономика» (подраздел «Лесная отрасль») можно найти график объемов лесозаготовок и производства пиломатериалов, начиная с 2000-го года. К своему большому удивлению, обнаружил, что за последние пять лет району ни разу(!) не удалось достигнуть уровня объема лесозаготовок 2001 года (450 тысяч кубометров леса). Получается, что в газете напечатано откровенное ВРАНЬЁ, а если прочитать полностью все материалы, то такой «кривды» наберется «немало». К чему все это? Вроде бы солидная ответственная партия, реальных дел, и так несерьезно поступать с агитационными материалами? Понятно, что хочется перед избирателями выглядеть «созидателями» и ведь кого-то это, действительно, соблазнит, но факты – вещь упрямая… Читая газету, диву даешься. Все увеличивается и изменяется: кратно, полностью, повсеместно… Такая откровенная ЛОЖЬ еще вернется «бумерангом»…
Что же касается увеличения производства пиломатериалов, то тут вообще никакой заслуги Сидихина нет. Сегодня мы живем в рыночной экономике, и она определяет (диктует) этот рост. Однако, следуя логике Губернатора, можно также, к примеру, в заслугу нашему депутату областной Думы В.Ф. Попову (главному связисту области) вменить то, что многие верхнекетцы сегодня пользуются мобильными телефонами… Дурдом. Но обывателя в периоды избирательных компаний усиленно кормят подобной, откровенно ложной, информацией. В результате он и голосует за мнимые «успехи», т.е. так «как надо»… Да еще как голосуют. За 70(!) и выше процентов…
Ну, а утверждение о том, что в нашем районе «принята и начинает работать Программа социально-экономического развития…» меня вообще повергло в крайнее недоумение. Нет никакой Программы. 23 августа 2006 года на первых же публичные слушаниях вскрылась вся эта программная афера: мы, слушатели, не смогли найти даже разработчиков, которые все же умудрились освоить почти полмиллиона(!) бюджетных средств. Никто не видел паспорта этой Программы. А на слушаниях нам было предложено обсудить Программу – «пустышку». А далее начались самые откровенные манипуляции с опубликованием, переизданием и мониторингом. Все это описано в ряде статей. Обо всем этом поставлены в известность областные органы представительной и исполнительной власти. Были сделаны, правда, пока безуспешные попытки, достучаться даже до Генеральной Прокуратуры, все материалы направлены в Областное УВД, Общественную Палату. И, конечно же, в обязательном порядке, был проинформирован областной Департамент по работе с муниципальными образованиями. Почему Кресс об этом ничего не знает, остается только удивляться?... Так что, было у нас «желание заглянуть вперед…», но ничего из этого не получилось. Зато мы имели возможность оценить уже сложившуюся, абсолютно непрошибаемую, бюрократическую машину, которая нам вряд ли может гарантировать счастливое «будущее»...
Кроме того, на последующих публичных слушаниях был выявлен ряд грубейших нарушений Бюджетного законодательства. Нецелевое использование бюджетных средств исчисляется миллионами(!). И в тоже время, полнейшая «тишина» со стороны контрольных и надзорных органов(!?)… Куда идем?...
Что же касается волеизлияния народа, который в очередной раз оказал доверие А.Н. Сидихину, то уж кто-кто, а Виктор Мельхиорович прекрасно знает, что эта «воля» сначала формируется в областных кабинетах, а затем уже включаются политтехнологи, административный, финансовый, информационный ресурсы, и одурманенный народ, как оказывается, может избрать главу даже с Программой – «пустышкой»(!). Что и произошло в нашем случае. Кстати, Сидихин в ходе реализации своей Программы(!) переизбрания беззастенчиво использовал около миллиона бюджетных средств. И ничего, тишина…
Так что впереди нас, видимо, ждет еще «немало» оригинальных «стратегических» решений, памятников, «пустышек», финансовых нарушений и т.п. «шалостей», на которые почему-то пока снисходительно взирает Губернатор… Странно все это. А будущее туманно и плохо просматривается даже до 2010 года, не говоря уже о 20-м…
А за Державу обидно…
Декабрь 2007 г.
Алексей Бодулин