Страница 1 из 1

Публичные слушания. 2007 год.

СообщениеДобавлено: Пн апр 27, 2009 10:34
Albod
Публичные слушания – 3
или
(102-й вопрос…)

3 апреля 2007 года в районной газете «Заря Севера» было опубликовано решение районной Думы «О вынесении проекта решения Думы Верхнекетского района «Об исполнении бюджета муниципального образования «Верхнекетский район» за 2006 год» для рассмотрения на публичных слушаниях. Публичные слушания пройдут 12 апреля в зале заседания Администрации Верхнекетского района.

В публичных слушаниях по исполнению бюджета района мне еще участвовать не приходилось. Поэтому надо обязательно сходить, поскольку на двух предыдущих слушаниях - по Программе развития района и внесению изменений в Устав - было поднято немало проблемных вопросов, ответов на которые мы, как слушатели, до сих пор так и не получили. Может быть, в этот раз все будет по-другому?... К тому же 20 октября 2006 года, когда обсуждались изменения по Уставу района, мною был задан ряд вопросов, касающихся исполнения районного бюджета (о профиците, «неправомерных» расходах, контроле исполнения и т.д.). Так что теперь эти вопросы как раз вписываются в контекст выносимой на обсуждение темы.
Однако прежде чем идти на слушания надо обязательно ознакомиться с полным пакетом документов, который, как сообщалось в том же решении, можно получить в любой сельской Администрации. Следует заметить, что пока, к сожалению, я был одним из немногих, если даже не единственным(!) жителем района, пожелавшим вникать в суть обсуждавшихся на слушаниях вопросах. Если и в этот раз никого из верхнекетцев не заинтересует содержание «пакета», то это уже можно рассматривать, как ненормальность, которая, увы, но в большей степени, видимо, присуща автору этих строк…
Прежде чем идти в поселковую Мэрию решил все-таки заглянуть на сайт районной Администрации: а вдруг полный пакет выложен на сайт? Увы, но там было пусто. На сайте (www.vkt.tomsk.ru) так и обновляется только информационная (новостная) страница и до большего, видимо, руки пока не доходят. Хотя еще год тому назад я предлагал нашим руководителям сделать сайт более продуктивным и, естественно, полезным для общественности.

9 апреля посетил нашу Мерию. Комплект документов обнаружил в фойе на сооружении, представляющем собой, что-то среднее между тумбочкой и небольшим столиком. Однако можно было сесть и поизучать информационный продукт, называемый «полным пакетом», в почти публичной обстановке: фойе представляет собой большой проходной коридор. Одним словом – как на вокзале…
Даже при беглом просмотре мне стало ясно, что пакет документов по исполнению районного бюджета за 2006 год является не полным, поэтому, однако, придется предварительно озадачивать председателя Думы, хотя он и не в восторге от моих электронных писем.

Человеку, не посвященному в тонкости бюджетного процесса, довольно сложно сразу разобраться в том огромном количестве цифр, которые и составляют суть всех финансовых документов. Собственно я и не ставил перед собой задачу полного и досконального изучения исполненных доходов и расходов местного бюджета. Согласно Пояснительной записки к отчету об исполнении бюджета следует, что «Доходы местного бюджета за 2006 год исполнены в сумме 327166 тыс.руб. при плане 353742 тыс.руб, что составляет 92%. Рост поступлений по сравнению с 2005 годом составил 5,6%». Т.е. рост даже ниже официальной инфляции, и поэтому ни о каком «развитии и наращивании» не может быть и речи.
Бюджет района является дотационный (почти на 85%) и все объемы финансирования осуществляются на уровне минимальной бюджетной обеспеченности. Расходы исполнены на 91%. Из пояснительной записки можно почерпнуть немало полезной, для осмысления происходящих процессов, информации. Так, к примеру, по разделу «Образование» расходы составили почти треть всего бюджета и выполнены на 98%, однако следующая информация не может вселять оптимизма: «В целом по району сокращается количество учащихся, так за 2006 год фактическое наличие снизилось на 135 учащихся. На конец 2005 года количество штатных единиц по школам района составило 601, при этом педагогических работников – 303 шт.ед. На конец 2006 года количество штатных единиц – 559 (уменьшение на 42 ед.) при этом педагогических работников – 292 ед. (уменьшение на 11 ед.)». Эта информация убедительно показывает, что «оптимизация» неминуема и ряд малокомплектных школ в ближайшее время будут закрыты. Если бы не предстоящие в 2007-2008 годах выборы, то этот процесс уже бы шел полным ходом. Однако, Политика – дело тонкое…

Обнаружить профицит бюджета в размере почти 11 миллионов не составляет большого труда. Весь вопрос «Насколько законен он и куда направляется?», но для этого надо ознакомиться с Положением о бюджетном процессе в Верхнекетском районе. Положения, как оказалось, в выложенной стопке документов нет. Естественно, что возник вопрос: проведена ли контрольная проверка исполнения бюджета? Без такой проверки сегодня районная Дума не может утвердить уже исполненный бюджет. Однако никаких контрольных материалов в «пакете» не было. Не было и расшифровки об использовании фонда непредвиденных расходов, вокруг которого еще в августе прошлого года на заседании районной Думы разгорелась нешуточная дискуссия о целевом использовании средств этого фонда. Депутат районной Думы Виктор Всеволодович Смирнягин твердо убежден, что нецелевые расходы этого фонда составляют уже более полумиллиона рублей. Фонд непредвиденных расходов все больше превращается в благотворительную кассу и финансовый ресурс, направляемый на повышения имиджа нашего «Bigmena». Парадоксально, но получается, что тут присутствует целевое финансирование нецелевых расходов, которое ничего общего не имеет с понятием «непредвиденные»… Однако все попытки депутата достучаться до областных законодательных структур (Контрольной палаты, бюджетно-финансового комитета, и самого Председателя Думы) пока оказывались безуспешными. К сожалению, депутатская вертикаль не работает.

Знакомясь с расходной частью бюджета, обнаружил почти сенсационную информацию, если бы, конечно, мы эту «сенсацию» вот уже полгода не обсуждали на всех возможных уровнях. Расходы на разработку Программы социально-экономического развития муниципального образования «Верхнекетский район» составили 185 тыс. рублей, при плане 225 тыс. рублей, и исполнение составило 82%. Т.е. техническое задание на разработку программы было не выполнено. Значит, и нет Программы? Сухие цифры финансового документа свидетельствуют о том, что нет на сегодня разработанной Программы развития района до 2010 года, которую, кстати, районная Дума умудрилась утвердить(!) еще в августе 2006 года. Дурдом… И в этом «доме» наши местные руководители все еще пытаются выглядеть вполне вменяемыми… Хотя, по здравому смыслу, уже давно надо бы было подключать к этому делу Прокуратуру, причем, областную.

Кроме того, как это ни странно, но в расходах не обнаружил затрат на установку памятника самолету АН-2. Ведь не мог же он сам приземлиться в галерею исторических эпох?... В этот своеобразный музей под открытым небом. Странно все это. Надо бы загодя задать вопрос.

Рассуждая, таким образом, 10 апреля направил электронной почтой письмо председателю районной Думы Николаю Васильевичу Скакуну следующего содержания:

Уважаемый Николай Васильевич

9 апреля ознакомился с полным пакетом документов проекта решения Думы Верхнекетского района «Об исполнении бюджета муниципального образования «Верхнекетский район» за 2006 год».
Для более конструктивного и делового обсуждения проекта решения на публичных слушаниях, на мой взгляд, пакет необходимо дополнить следующими документами:

1. Положение о бюджетном процессе в Верхнекетском районе;
2. Материалы контрольной проверки исполнения районного бюджета за 2006 год, а также материалы комплексной проверки за 2003 год, проведенной Контрольной палатой областной Думы в 2004 году;
3. Информация об использовании фонда непредвиденных расходов за 2006 год;
4. Информация о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления района, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание.
Большинство вопросов, касающихся исполнения районного бюджета, было мною задано 14.10.2006 года, и на предстоящих слушаниях они будут как раз в «контексте» обсуждаемой темы. Однако, после ознакомления с «пакетом», один вопрос, или следуя предложенной районной Администрацией хронологии - 102-й вопрос, хочу заблаговременно задать. А именно:
1. На какие средства установлен памятник самолету?
Надеюсь, что слушания пройдут конструктивно.
Н.А. Нечунаев (А. Бодулин)

Просьба представить на слушания отчет по комплексной проверке районного бюджета за 2003 год, которую проводила Контрольная палата областной Думы, связана, конечно же, не с тем, что я сомневаюсь в профессионализме областных контролеров, а с тем, что есть серьезные основания считать, что их замечания и предложения оказались не выполненными. Нецелевыми уже являются не отдельные суммы, а начинает складываться порочная практика, когда через фонд непредвиденных расходов Глава района начал откровенное целевое(!) финансирование строительства церковного прихода. Ну, приобретение колоколов(!), мебели для Воскресной школы еще вроде бы можно как-то оправдать, обосновать, но оплата строительных работ – это уже, на мой взгляд, за пределами вообще здравого смысла… Однако, видимо, наш Глава все-таки решил, на уровне района, присоединить Церковь к Государству. Толи еще будет?… Знать, в последнюю выборную компанию к «паровозу» не зря подцепили наш местный «параплан». Выглядело все это, конечно, весьма несуразно, но диктовалось жесткой необходимостью: система работает на самосохранение…
Так что слушания должны быть интересными…

Итак, 12 апреля в 18-00 начались публичные слушания по исполнению районного бюджета за 2006 год. Слушателей было всего трое. Кроме меня интерес к бюджету проявили также Петр Николаевич Трофимов и Петр Константинович Ткачев. Вел заседания председатель Думы – Николай Васильевич Скакун. Докладчиком была Светлана Александровна Альсевич, руководитель районного Управления по экономике и финансам. От всего депутатского корпуса был лишь Виктор Всеволодович Смирнягин, хотя, на мой взгляд, многим нашим районным депутатам не мешало бы послушать, о чем говорят люди, не обремененные какими-либо официальными статусами. На слушаниях не было представителей и местных СМИ. Так что я, в определенном смысле, просто «обречен» на то, чтобы описать, хотя бы вкратце, это неординарное событие.

После официального открытия слушаний, учитывая то, что никто, предварительно, в выступающие не записывался, договорились о проведение общественного мероприятия в форме «Вопросов – ответов». Поскольку мой вопрос был озвучен официально первым, то Светлана Александровна объяснила, что расходы на приобретение и установку макета самолета АН-2 в сумме 358 тысяч рублей произведены из районного бюджета. Эта сумма каким-то образом проведена через расходы КУМИЗа и отдельной строкой в отчете не проходит. Учитывая то, что эта сумма не утверждалась депутатами при формировании районного бюджета, а всплыла только сегодня в виде памятника самолету, есть все основания считать эти расходы нецелевыми. О чем собственно и было мною заявлено, с просьбой записать это замечание в протокол.

Кроме того, были высказаны предложения о том, что нельзя подобные памятники создавать без предварительного изучения общественного мнения, иначе, вполне возможно предполагать, что в следующем году, к примеру, может появиться еще что-нибудь не менее оригинальное. Может быть, это будет танк на пьедестале, или трелевочный трактор, или списанная подводная лодка. Уж чего-чего, но способностями фантазировать наших руководителей Бог не обидел: были бы деньги… Говорят, в Первомайке бронетранспортер установили. Да, видно нет у нас уже серьезных социальных проблем, куда бы следовало, в первую очередь, вкладывать бюджетные средства. Не поторопились ли с установкой памятников, когда многие статьи расходов, в нашем случае, выполнены не более чем на 80%? А есть и такие статьи, которые вообще исполнены по нулям. Вот и направить, допустим, тот же профицит на пополнение расходной части бюджета.

Петр Николаевич Трофимов в очередной раз поднял вопрос о Программе развития района до 2010 года, которую, на сегодняшний день, нельзя считать официально опубликованной, да и с финансированием работ по подготовки этой программы не все ясно, поскольку оплачено только 185(!) тысяч из 225-ти тысяч, заложенных в бюджете на 2006 год. Что касается финансирования разработки Программы, то Светлана Александровна пояснила, что часть средств (областных) в размере 250 тысяч рублей была выплачена разработчикам еще в 2005 году и прошла по бюджетной отчетности того года. Николай же Васильевич опять начал рассказывать о каких-то доработках, несведенных цифрах, непредвиденных задержках в печати и т.п.: короче, тоска – доработался… Всю эту лапшу он нам вешает с августа прошлого года, демонстрируя, тем самым, откровенное выгораживание виновных во всей этой программной афере. Вот Вам и «слуга Народа»… А Программы мы до сих пор так и не видели, но вроде как, по его словам, к августу(!) этого года мы сможем все-таки увидеть этот шедевр в законченном виде. И здесь, по-моему, дело давно надо передавать в Прокуратуру, о чем и было внесено предложение. Тут мы имеем дело, как с неэффективным, так и с нецелевым использованием бюджетных средств. Памятник самолету можно хотя бы посмотреть и даже потрогать. С Программой же, увы. Вбухали 445 тысяч рублей в непонятно куда. В результате ни денег, ни светлого «Будущего»…
Далее был задан ряд вопросов по целесообразности отдельных трат из фонда непредвиденных расходов. Возникла даже довольно острая дискуссия – что считать целевыми, а что не целевыми расходами. Как оказалось, окончательный вердикт может вынести только Контрольная палата, которая якобы периодически должна проводить контрольные проверки. Местные же финансисты не берут на себя такую ответственность. Лишь Глава района не считается ни с какой ответственностью. Хотя мы, как представители общественности, без особого труда, насчитали, как минимум, на полмиллиона(!) ничем не аргументированной и необъяснимой безответственности. Нет, на сегодня, системы эффективного контроля за расходованием муниципальных бюджетных средств.

Местные финансисты не смогли(!) дать нам вразумительного ответа не только по законности формирования районного бюджета с профицитом, но и того, что следует считать целевыми и нецелевыми расходами. Оказывается, только Глава вправе заниматься этим толкованием(!), да Контрольная палата областной Думы, поведение которой, в нашем случае, является довольно странным… Естественно, сам Губернатор вне сферы контроля… Как оказалось, в Положении о бюджетном процессе в Верхнекетском районе не прописан механизм использования профицита, и его направление на гашение бюджетных ссуд и кредитов можно считать незаконным. К тому же вызывает удивление тот, факт, что Верхнекетский бюджет является особенным в сравнении с бюджетами других сельских районов, где бюджеты формируются с дефицитом. Николай Васильевич попытался объяснить, что профицит нашего бюджета является, в определенном смысле, искусственным(!?). Действительно, возможности муниципального нормотворчества безграничны и хорошо, хотя бы уже то, что это не оформлено пока нормативным актом… Этим «искусственным» профицитом гасятся вполне реальные долги наших коммунальных МУПов, в которых без сомнений присутствует и теневая составляющая. В данном случае, нецелевые расходы измеряются в миллионах… Верхнекетский «профицит» необходимо срочно проверить на коррупциогенность.

Как нам объяснили, материалов контрольной проверки исполнения районного бюджета за 2006 год пока нет, так как эта проверка только началась: заключен договор с аудитором из соседнего района. Насколько она будет эффективна, можно только догадываться. Но даже при обсуждении вопросов по исполнению бюджета на публичных слушаниях хорошо видно, что эффективного контроля за расходованием бюджетных средств нет.

По итогам слушаний было принято решение: – Исполнение районного бюджета за 2006 год утвердить с учетом высказанных замечаний и предложений. Насколько серьезно депутаты подойдут к рассмотрению этих замечаний и предложений, покажет время. В ходе слушаний, естественным образом, сформулированы были и другие вопросы: 103-й (об «искусственном» профиците), 104-й (о «неправомерных» расходах). Если более детально исследовать исполнение районного бюджета за 2006-й год, то таких вопросов наберется, как минимум, с десяток. Однако давайте подождем, что скажет Аудит…
Мы же, слушатели, покидали здание районной Администрации под колокольный звон, который, образно говоря, как бы своим звоном утверждал, что принцип «БОРа» (бюджетирование ориентированное на результат) действует: расходы на приобретение колоколов произведены из «непредвиденного» фонда с благословения Губернатора(!)...
Казалось бы, навсегда ушедшее прошлое возвращается к нам из небытия и торжествующе заявляет о себе, сверкая новенькими куполами. Буквально в пятидесяти метрах от церкви стоит угрюмый памятник самолету (советскому прошлому). На колокольную мелодию хорошо ложились слова: «Толи еще будет, толи еще будет…». Действительно, куда идем?... А за Державу обидно…
Апрель 2007 года
Алексей Бодулин

P.s. 16 апреля 2007 года статью «102-й вопрос…» по электронной почте отправил в Контрольную палата Областной Думы (адрес: kp@audit.tomsk.ru). Просто так, для сведения… Все равно проку никакого.
21 апреля в газете «Заря Севера» появилась небольшая заметка «О результатах публичных слушаний» за подписью Председателя Думы. В ней, в частности, излагалось и принятое участниками слушаний решение:

«Поддержать принятие проекта решения Думы «Об исполнении бюджета МО «Верхнекетский район» и использовании резервных фондов» со следующими замечаниями и предложениями:
• Провести внешнюю проверку использования фонда непредвиденных расходов Администрации Верхнекетского района;
• Создать общественный совет при Главе Верхнекетского района;
• Разработать Положение об использовании профицита;
• И ряд других предложений и замечаний».

Чтобы сделать актуальными «ряд других предложений и замечаний», пожалуй, надо бы данную статью направить по электронной почте в районную Администрацию и редакцию местной газеты. Что и было сделано 22 апреля. Итак, ждем развития событий…
Однако события, за прошедшие две недели, пока никак не захотели развиваться. Никакой реакции со стороны прессы: тихое застойное «болото». Поэтому 26 апреля решил обеспокоить самого Губернатора. Тем более, что теперь, это можно сделать через электронную общественную приемную (www.kress.tomsk.ru). Зайдя на сайт губернаторской приемной, отправил сообщение следующего содержания:

Уважаемый Виктор Мельхиорович!
В последнее время в своих выступлениях Вы постоянно высказываете мысль о предстоящих структурных изменениях в областной Администрации, которые позволят существенно повысить эффективность управления территорией.
Сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что функция контроля либо вообще не работает, либо работает избирательно… Пример тому, последние публичные слушания, которые прошли у нас в районе 12 апреля 2007 года (статью высылаю на общий электронный адрес Администрации).
Вопрос: До каких пор бюджетные «шалости» нашего Главы района будут оставаться безнаказанными? Пора бы переходить от слов к делу.
26.04.2007 г.
Н.А. Нечунаев (А. Бодулин)

28 апреля решил все-таки озадачить и нашего областного депутата В.Ф. Попова, хотя еще ни разу не получал от него какого-либо ответа. Главный связист области, продвигающий в жизнь информационные технологии сам, однако, не особенно то настроен на конструктивные контакты, что, конечно же, довольно странно… Для пересылки статьи воспользовался электронным адресом телекомовской газеты «Связь и время» (pr@telecom.tomsk.ru). А уж чтобы окончательно закончить всю эту «контактную» работу давайте попробуем озадачить Исполком партии «Единая Россия» (tomsk@edinros.ru). Уж больно много, за период избирательной компании, мы наслышались заявлений об ответственности и контроле. Итак, электронное письмо Председателю исполкома:
Исполком ТРО ВПП
«Единая Россия»

Уважаемый Александр Брониславович!
В последнем бюджетном Послании, Президент утверждает, что эффективная система управления государственными финансами создана. «Появились возможности для действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств». Однако если вникнуть в бюджетную деятельность Главы Верхнекетского района А.Н. Сидихина, то не трудно убедиться, что он пока еще не сориентирован на установки Послания и не проникся чувством высокой ответственности за целевое и эффективное использование бюджетных средств.
Учитывая то, Алексей Николаевич является членом партии «Единая Россия», а также то, что Вы неоднократно заявляли о действенном (жестком) партийном контроле, прошу разобраться и принять меры по фактам грубейших нарушений Бюджетного Кодекса.
Факты изложены в статье «Публичные слушания – 3», которую я Вам высылаю.
29.04.2007 г. Н.А. Нечунаев (А. Бодулин)

Интересно, будет ли какая-то реакция…

Re: Публичные слушания. 2007 год.

СообщениеДобавлено: Вт апр 28, 2009 8:01
Albod
Публичные слушания – 4

Как следовало из материалов газеты «Заря Севера» от 13 сентября 2007 года (№132), очередные публичные слушания состоятся 28 сентября в 18-00 в зале заседаний Администрации Верхнекетского района. На слушаниях будут рассмотрены изменения и дополнения в Устав муниципального образования «Верхнекетский район». Помимо проекта решения в газете опубликованы и предлагаемые изменения и дополнения в Устав района, которые вносятся в 13 статей основного Закона муниципального образования.

Ознакомившись со всеми материалами, пришел к выводу, что записываться в выступающие нет смысла, а вот задать ряд вопросов по некоторым изменениям и внести свои предложения, необходимо.
Кроме того, есть смысл озадачить Председателя Думы рядом вопросов заблаговременно. Что и было сделано. Так, 18 сентября Николаю Васильевичу Скакуну было направлено официальное совместное электронное обращение следующего содержания:

Уважаемый Николай Васильевич!

В связи с предстоящими 28 сентября публичными слушаниями по обсуждению проекта решения Думы Верхнекетского района «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Верхнекетский район» просим Вас принять во внимание следующие предложения:

1. Внести в повестку слушаний вопрос «Информация о выполнение рекомендаций, замечаний и предложений, высказанных участниками слушаний, в ходе проведения предыдущих публичных слушаний 23.08.2006 г., 20.10.2006 г., 12.04.2007 г.».
2. По итогам публичных слушаний 12 апреля 2007 года, было принято, в частности, решение создать общественный Совет, организация которого, как мы полагаем, требует внесения соответствующих изменений в Уставе района. На какой стадии решения этот вопрос?
3. Просим представить на публичные слушания Мониторинг результатов реализации Программы социально-экономического развития района до 2010 г., с которым, как следует из информации местных СМИ, пока ознакомлены только депутаты районной Думы.

Выражаем надежду, что при учете наших предложений состоится конструктивный и полезный диалог.
С уважением П.Н. Трофимов, Н.А. Нечунаев,

Надо полагать, что у организаторов слушаний было достаточно времени, чтобы подготовиться к ответам на наши вопросы и предложения. И, по-моему, вполне понятно желание постоянных участников слушаний - оценить эффективность новой формы участия населения в решении вопросов местного значения. В ходе предыдущих публичных слушаний было высказано очень много замечаний и предложений, однако большинство из них осталось нереализованными. Непонятно, по каким причинам? Так, почему бы не подвести некоторые итоги?

Просьба представить мониторинг реализации Программы развития района до 2010 года была продиктована прежде всего тем, что нам до сих пор непонятно, что же твориться с самой Программой. Ведь после ознакомления со «спецвыпуском»(!) мониторинга, представленного депутатам, Администрации нужно срочно готовить третью редакцию злополучной Программы, чтобы можно было увидеть хотя бы нечто целостное. Однако наши управленцы окончательно запутались (или заврались) с этой Программой…

28 сентября в 18-00, как и положено, начались публичные слушания. Публику представляли всего четыре человека: Крупин А.Л., Лимонов П.М., Трофимов П.Н., Нечунаев Н.А. Открыл слушания Николай Васильевич Скакун. Докладчиком, по всем изменениям и дополнениям в Устав района, был юрист Думы - Журавлев Николай Трофимович. Протокол вела Евгения Викторовна Сергеева. Представителей местных СМИ, как всегда, не было: подобные мероприятия их не интересуют…
Николай Васильевич в начале заседания доложил о том, что поступило одно электронное обращение, по которому, прежде чем приступать к обсуждению изменений и дополнений в Устав района, даст разъяснения Николай Трофимович. Как не трудно понять, это было наше совместное электронное письмо-обращение. И вот тут мы услышали много интересного.

Нам надо идти другим путем(!?)…

Оказывается, возвращаться к обсуждению вопросов по выполнению замечаний и предложений, которые были высказаны на прошлых публичных слушаниях невозможно(!). Согласно Положению о публичных слушаниях мы обязаны строго следовать регламенту и обсуждать только вопросы, включенные в повестку сегодняшнего заседания. В обоснования этих требований активно включился и Председатель Думы: «Шаг влево – шаг вправо, и мы уже нарушители регламента, законности проводимой процедуры! А мы по долгу службы являемся блюстителями Законов и должны их неукоснительно соблюдать!»…

С первых же минут заседания мы были настолько ошарашены мощнейшей аргументацией наших «законников» о соблюдении норм права, что не смогли ничего возразить против. Хотя те финансовые махинации, которые были вскрыты участниками на предшествующих слушаниях, где каждый из нецелевых финансовых эпизодов тянет на реальное уголовное дело, как раз и являлись следствием нарушений бюджетного Законодательства(!?). Но, увы, сегодня нельзя это обсуждать. Есть Положение о публичных слушаниях, есть регламент, есть, наконец, повестка, предписаниям которых мы должны строго следовать. А иначе случится нечто непоправимое - либо «влево», либо «вправо», что никоим образом недопустимо. А на наше робкое: «Так что же нам делать?», юрист начал нам очень длинно, и видимо, заранее заготовлено, объяснять.
Оказывается, нам чтобы добиться истины, надо идти другим путем. Этот путь лежит через организацию правотворческой инициативы граждан, которая предусмотрена статьей 17-й районного Устава. Надо создавать инициативную группу граждан, которая должна изложить свою позицию… и.т.д. Дурдом… К чему все это? Ведь факты нарушения Законов налицо, осталось только дать им законный ход. И мы, когда-то - особенно после первых публичных слушаний - по своей наивности надеялись, что депутаты и займутся этим. На деле же получается, что мы их тревожим не по правилам(!). Надо создавать какую-то группу… Которая должна пройти каким-то новым, неизведанным еще для нашего болотного захолустья путем…

Петр Николаевич Трофимов еще раз попытался заострить внимание на том, что реальной Программы развития района нам пока так и не удалось увидеть, поскольку ее просто нет. На что Председатель довольно резко парировал: «Вы считаете, что ее нет, а мы считаем, что она есть. Если Вы не согласны, то можете обращаться в прокуратуру!»… Да, однако, приехали… Николай Васильевич прекрасно осведомлен, что Петр Николаевич уже дважды(!) обращался с этим вопросом в районную прокуратуру и она, после «глубокого бурения», ничего так и не обнаружила. И в сегодняшних реалиях ничего противозаконного в финансовой и экономической деятельности районной Администрации никогда не найдет, а причины этого явления требуют отдельного исследования, или расследования. Поэтому предложение Председателя прозвучало откровенно цинично, и настолько самоуверенно, что у слушателей наверняка возникло ощущение бессмысленности стремлений установить истину: глухая, непрошибаемая стена… Куда идем?... Неужели опять к обсуждениям злободневных проблем на кухнях?...

Внося предложение о создание Общественного Совета, мы, конечно же, опирались на 10-й пункт Устава, который дает гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Верхнекетского района право, дословно:
«10. участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции, федеральным законам, законам Томской области и настоящему уставу».
Однако Николай Трофимович попытался нам доказать о нецелесообразности включения новой формы участия граждан в самоуправлении, хотя наша инициатива возможна и может быть реализована через 17-ю статью... Но, сегодня, оказывается вполне достаточно того, что на последних публичных слушаниях было внесено предложение о создании общественного Совета при Главе района. Глава, как заметил Председатель Думы, поставлен об этом в известность, но пока не принял окончательного решения. И Николай Васильевич пообещал еще раз напомнить Главе о том, что надо принять какое-то «судьбоносное» решения. Мы возразили, что очередная структура созданная «при» будет малоэффективна, в плане организации общественного контроля деятельности исполнительной Власти. По-моему, уже достаточно того, что при «Нём» осуществляет свои полномочия районная Дума, и, возможно, поэтому рейтинг доверия в исполнительной власти так низок… Даже «Единоросы», если Вы помните, еще год назад в своих программных установках обещали организовать общественный и народный контроль, не говоря уже о партийном. А контроля и по сей день, как не было, так и нет. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы заглянуть в мониторинг, представленный депутатам на последнем заседании районной Думы.
Кстати, где же он?... Мы уже предвкушали более интересное развитие разговора, но…

Увы, но и здесь случился большой «облом». Неужели странный мониторинг уже спрятали под бюст?... Оказывается, что никто нам и не собирался представлять на слушаниях этот загадочный мониторинг. Это, как Вы уже наверно догадались, никаким боком не вписывается в регламент, в предложенную к обсуждению тему. Чувствуете уровень бюрократизации Власти?... Уже, практически, невозможна даже организация простого, нормального обсуждения злободневных вопросов, не говоря о более сложном - конструктивном диалоге. Нам становится недоступным в движении к познанию истины не то что сделать шаг «влево» или «вправо», но и прямо то ходу, оказывается, нет?... Куда идем?... Юрист и здесь посоветовал, как и в первом случае, все начинать с инициативной группы(!?)… Странно и непонятно. А не усмотрит ли потом Власть в этих инициативных группах признаки экстремизма?...

Правда, Председатель обнадежил, что не только с мониторингом, но и с Программой развития района мы сможем ознакомиться в апреле 2008(!) года, так как на апрель месяц запланировано заседание районной Думы, в повестку которой включен вопрос «О ходе выполнения Программы социально-экономического развития района до 2010 года». И докладчиком по этому вопросу будет Алексей Николаевич Сидихин, сам Глава района. Так что «милости просим» посетить это заседание… Николай Васильевич, как-то странным образом, запамятовал, что этот вопрос был уже запланирован(!) на октябрь 2007 года. Странно все это…
Если же мы не намерены ждать апреля 2008 года, то нам оказывается надо опять идти другим путем!... Создавать инициативную группу и т.д. Это уже похоже на клинику… Короче, ситуация реально тупиковая…

Так, «не соло нахлебавшись», мы перешли к обсуждению изменений и дополнений в Устав района. Хотя какого-то настроя, что-то серьезно обсуждать, уже не было. Единственный вопрос, который был задан докладчику, касался избирательной системы, которая у нас в районе построена по мажоритарному принципу. А нельзя организовать выборы на муниципальном уровне, если уж не по пропорциональному принципу, то хотя бы по смешанной схеме, допустим: 9 депутатов районной Думы избираются по округам, а другие 9 по партийным спискам? Ведь местная Власть довольно неплохо уже научилась конструировать «желаемый» состав избираемой Думы и при существующих тенденциях на следующих выборах мы получим расширенный районный педсовет с добавкой «нужного» балласта, что и обеспечит угодливую работу «при Нём»... Оказывается нельзя, поскольку так определено в соответствующем Законе Томской области. А Закон нарушать, еще раз прошу обратить Ваше внимание - недопустимо. А как же наше право на местное самоуправление? Вопрос повис в воздухе и остался без ответа. Воздух, кстати, в зале заседаний районной Администрации, был к этому времени пропитан настолько законностью, что нам слушателям уже почему-то всем захотелось побыстрее закончить это мероприятие и выйти на свежий воздух… Ведь у нас, зачастую, сама Власть не считается ни с каким законами, особенно когда они ей мешают: когда нельзя (по закону), но очень хочется (по понятиям). Но зато на словах – все сплошные «законники»…

Вызывает, конечно же, недоумение и то, почему не вносятся изменения в статью 29 «Муниципальная служба». Ведь с 1 июня вступил в силу новый Закон «О муниципальной службе в РФ», который, в частности, провозглашает принцип внепартийности этой службы. А на деле?... Сегодня немало ключевых чиновников занято не столько исполнением своих служебных обязанностей, сколько партийным строительством(!)…
Этот вопрос на публичных слушаниях не обсуждался.

Обескураживает и поведение самого Председателя Думы, откровенно занимающего позицию защитника(!) интересов исполнительной Власти. Он пытается всячески выгородить ее из, прямо скажем, дурацкого положения, в котором она оказалась, действуя крайне глупо, как в ситуации, к примеру, с Программой развития района. Вот Вам и слуга Народа… Куда идем?...
И вообще, согласно Уставу, как нами понимается, на публичных слушаниях должны обсуждаться все проекты планов и программ развития района. Нам же пока удалось только увидеть всего один документ, который никоим образом нельзя назвать серьезной Программой развития, однако и с ней наши местные «стратеги» уже «накувыркались» досыта… Районной Администрации необходимо готовить уже третью редакцию этого «судьбоносного» документа. Иначе очень сложно будет доказывать, за что же было выплачено почти полмиллиона(!) бюджетных средств. Методичку можно было получить и бесплатно…

А контроль все-таки нужен!...

Для того чтобы в Уставе менять отдельные положения районной Думе необходимо обращаться в вышестоящие инстанции с законодательными инициативами. Однако пока ни одной инициативы нашими депутатами заявлено не было. А необходимость в этом была.
Так, на вторых публичных слушаниях, которые проходили в апреле 2007 года, вносилось предложение о включение в структуру органов местного самоуправлении контрольного органа. Но, как выяснилось, наши депутаты при положительном решении вопроса попадали в законодательную ловушку: включить можно, но в законную силу решение вступит только после окончания полномочий депутатского корпуса, принявшего такое «судьбоносное» решение! Вроде и глупо, но Закон(!)… Поэтому, видимо, чтобы не напрягать себя лишний раз, они большинством голосов отклонили наше предложение о включение контрольного органа в структуру органов МСУ.

На этих публичных слушаниях вновь было внесено предложение - включить контрольный орган в структуру органов местного самоуправления, поскольку повестка позволяла это сделать. Как теперь поступят депутаты, мы скоро узнаем.

Вот и все, что можно рассказать о четвертых публичных слушаниях.
А за Державу обидно…
Октябрь 2007 г.
А. Бодулин


P.s. 11 октября сделал небольшую подборку статей под общим названием «Публичные слушания», которую посчитал необходимым направить в Общественную Палату Томской области. Написал небольшое сопроводительное письмо:

Уважаемые руководители Общественной Палаты!

Направляю Вам небольшой аналитический материал, в котором рассказано о практике проведения публичных слушаний в Верхнекетском районе.
Из тех странностей, которые у нас происходят с Программой развития района до 2010 года (смотрите, например, статью «Странный мониторинг») следует однозначный вывод, что общественную (независимую) экспертизу надо начинать со «Стратегии развития Томской области до 2020 года». Сегодня местные чиновники поставлены в крайне сложное положение: на бумаге (в отчетах) надо показывать «развитие», а на деле, в большинстве депрессивных поселений идет постепенное угасание…
Прошу считать это письмо дополнением к обращению, которое было направлено Вам 18.08.2007 г.
С уважением Н.А. Нечунаев (А. Бодулин)

Теперь остается только ждать ответа. Однако, немного подумав, решил, что будет не хорошо, если я не познакомлю с новой статьей Николая Васильевича Скакуна, Председателя районной Думы, да и вопрос надо хотя бы один задать. Поэтому 15 октября направил по электронной почте в районную Администрацию статью «Публичные слушания – 4» и небольшое письмо следующего содержания:

Уважаемый Николай Васильевич!

Направляю Вам статью «Публичные слушания – 4», в которой рассказано о событиях хорошо Вам известных, поскольку Вы председательствовали на этих слушаниях.
Обращаю Ваше внимание на то, что в статье изложена лично моя (субъективная) точка зрения на все происходившее в ходе слушаний по вопросу «Об изменениях и дополнениях в Устав района», но сегодня она имеет право на существование… Более того, считаю, что здравомыслие в конце концов займет достойное место в системе управления и нам не нужно будет, для того чтобы получить объективную информации, создавать какие-то инициативные группы…
Кроме того, хочу задать следующий вопрос (по принятой хронологии, 107-й по счету):
107. Почему на публичных слушаниях не рассматриваются все планы и программы развития Верхнекетского района, как того требует пункт 3.3 статьи 18 Устава?
Возможно тогда, за этими планами и программами мы сможет увидеть, действительно, нечто похожее на Программу развития района…
15.10.2007 г.
Н.А. Нечунаев (А. Бодулин)

Как будут дальше развиваться события, покажет время…
:evil: